В поисках идеального материала
Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак.
Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон, а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон, становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.
В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.
Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок.
Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.
В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка. В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.
Критерии выбора
Если Вы абсолютно не разбираетесь в виниловых проигрывателях, наша инструкция поможет Вам определиться с выбором. В первую очередь, решите, в каком аудиоустройстве Вы нуждаетесь. На рынке электроники можно найти отдельные аутентичные модели, и, так называемые, комбайны – товары, в которые встроены все необходимые комплектующие, такие как: акустика, усилитель звука и прочие устройства. Также можно найти варианты виниловых проигрывателей, которые является только частью полноценной стереосистемы. Мы рекомендуем приобретать аутентичные модели, они имеют относительно приемлемую стоимость, бренды-производители зачастую предлагают вполне качественный товар. Полноценные системы хороши для тех пользователей, которые собираются активно преобразовывать свои проигрыватели и постоянно докупать нужные комплектующие.
Основные критерии поиска включают в себя следующие пункты.
Габариты
Т. к. аппарат включает в себя множество деталей, а они должны быть качественно выполнены, приличный проигрыватель должен весит не менее 7 кг. Но больше даже лучше, как Вы поняли, компактность – это не про винил. Но следует отметить тот факт, что многие гранды мировой индустрии стали добавлять в состав материалов изготовления карбон. Такой подход позволил значительно снизить вес аппаратуры, не касаясь ее качества.
Контроль давления иглы
Такая опция характерна для брендовых товаров класса-люкс. Если хотите максимально простой аппарат, можно обойтись и без такой функции.
Картриджи
Они встречаются двух типов:
- ½ дюйма – подойдет для профессионала, знающего как настроить прижимную силу иглы и прочие настройки. Если Вы не разбираетесь в подобных устройствах, без посторонней помощи не обойтись. В таком случае мы рекомендуем модель, представленную ниже.
- T4P — такие варианты являют собой шаблонные версии, с ними легко справится даже новичок. Все что от Вас потребуется, это установить картридж в соответствии с условиями пользования.
Игла
А точнее ее заточка. Здесь опять же играет роль опыт юзера: для новичка подойдет сферическая игла, а для аудиофила – эллиптическая.
Возможность замены деталей
Запомните, качественная модель должна подлежать ремонту в случае необходимости. Чаще всего приходится менять картридж и иглу. Устройства, не способные к замене комплектующих, абсолютно бесполезны. Их вполне можно назвать одноразовыми, т. к. любая поломка потребует полностью заменять аппарат. Более того, Вы можете купить на первое время бюджетную версию, а со временем заменить элементы на более дорогие и долговечные.
Привод
Бывают трех видов:
- прямой – идеальный вариант для ди-джея;
- ременной – если Вы хотите насладиться качественным звуком, приобретайте такие вариации проигрывателей;
- роликовый – подойдет для истинных эстетов и ценителей винтажа. Такие устройства характеризуются повышенной вибрацией.
Фонокорректор
При всей любви к винилу, подобные аппараты выдают достаточно слабое музыкальное воспроизведение. Для получения более полноценного звучания требуется специальные усилители. Для этого и нужны фонокорректоры. Впрочем, если Вы ограничены в средствах, можно приобрести системы без оных гаджетов. Мы советуем съемные усилители, их легко отремонтировать и заменить.
Обороты в минуту
Лучший вариант – стандартные 78 оборотов в минуту. Такой образец принят во всем моделях как прошлого, так и настоящего.
Автоматизация
Под этим пунктом имеется в виду возвращение тонарма в исходное положение. Данный элемент может полностью возвращаться в начальную точку после окончания воспроизведения. В таком случае речь идет о полной автоматизации.
Если же тонарм необходимо вручную возвращать в исходное положение, то стоит говорить об автостопе. Это более примитивная система, зато и стоят такие проигрыватели несколько дешевле.
Дополнительные опции
Сюда можно отнести наличие USB-разъема. Такие товары подойдут для пользователей, желающих оцифровать музыкальные композиции. Также при желании в разъем можно подключить колонки – звук станет чище и качественнее.
Кроме того, производители добавляют в устройства будильники, радиоприемники, ручное управление скоростями. В данном случае все упирается лишь в потребности потребителя и возможности его кошелька.
Техническое устройство проигрывателя
Стол в такой же степени влияет на получаемый звук, как тонарм и головка звукоснимателя. Поскольку все компоненты проигрывателя и сама грампластинка механически связаны между собой, любые посторонние вибрации воздействуют на иглу и в результате ухудшают качество звука. Для того чтобы правильно передать колебания от рельефа канавок необходимо свести к минимуму все паразитные вибрации и собственные резонансы стола. Диск. Помимо иголки звукоснимателя только диск стола является деталью проигрывателя, находящейся в непосредственном контакте с носителем — виниловой пластинкой. Решающую роль играет материал, из которого изготовлен диск, и его механическое взаимодействие с материалом грампластинки.Считается, что оптимальный вариант — сложный компаунд, включающий в себя углепластик, винил и акрил.
Тонарм. Основная задача тонарма — перемещать иглу звукоснимателя по проигрываемой пластинке вдоль ее радиуса. Кроме этого он должен отвечать совершенно противоположным требованиям, а именно не влиять на полезные колебания иглы (быть совершенно инертным) и одновременно мгновенно реагировать на кривизну поверхности пластинки (обладая в идеале нулевой инерцией), обеспечивая нечувствительность подвижной системы звукоснимателя к паразитным внешним воздействиям. Основными элементами тонарма являются: трубка тонарма (armtube), поворотный узел (bearing), противовес (counterweight), компенсатор скатывающей силы (anti-skating) и площадка для крепления головки звукоснимателя (head shell).
Головка звукоснимателя и игла. Головка звукоснимателя преобразует механические колебания иглы в соответствующий электрический сигнал. Игла звукоснимателя является первым звеном в канале воспроизведения грамзаписи. К этой детали подвижной системы звукоснимателя, находящейся в непосредственном контакте с микроскопическим рельефом канавки, предъявляются особые требования с тем, чтобы получить, возможно, более точное копирование иглой модуляции канавки в рабочем диапазоне частот и обеспечить достаточный срок службы самой иглы и пластинки.
Рейтинг виниловых проигрывателей
При отборе лучших моделей специалистами vyborexperta.ru учитывались многие факторы, не только авторитетность бренда, но также доверие пользователей, качество, цена. Первостепенную роль сыграли отзывы любителей качественного звучания. Рейтинг составлен на основе анализа сравнительных характеристик, детально рассмотрены достоинства и недостатки каждой представленной модели
В первую очередь внимание уделялось таким параметрам:
- Тип привода;
- Качество сборки;
- Картриджи и тонарм;
- Качество звучания;
- Фонокорректор;
- Наличие шумоподавления;
- Дополнительные опции;
- Автоматизация;
- Переключение скорости;
- Материал опорного диска;
- Дизайн;
- Цена.
Детальное изучение всех параметров позволило составить информативный обзор, в который вошли лучшие виниловые вертушки. Для удобства выбранные номинанты были разделены на две категории, с фонокорректором и без него, чтобы каждый пользователь смог детально ознакомится со всеми характеристиками.
Лучшие миди-клавиатуры
Кризис и возвращение винила
Выход компакт-кассеты и магнитофона от компании Phillips в 1962 году возвестил о том, что у винила появился первый серьезный конкурент. Кассеты отличались портативностью и удобством, манипуляции были сведены к минимуму: перемотка вперед и назад, запуск и пауза — все приводилось в действие нажатием клавиши. Обычно на каждой из сторон пленки помещалось от 30 до 45 минут аудио, новый компактный носитель стал более функциональным в сравнении с громоздкой и хрупкой пластинкой.
Годами позже, с подачи все той же Phillips, свет увидел компакт-диск, который стремительно узурпировал рынок аудионосителей. Цифровая эра началась с резкого падения винила: по данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, в 1988 году продажи CD вдвое превысили продажи пластинок — 150 миллионов копий против 72. Верными формату оставались только коллекционеры, аудиофилы и диджеи.
Во многом именно клубная сфера сберегла традицию воспроизведения музыки с винила. Пока музыкальные центры заполняли собой пространство домашних гостиных, а танцевальные жанры переживали все новые и новые революции, диджеи продолжали искать точные комбинации фонокорректоров с иглами. Такие бренды, как Stanton, Gemini, Numark и Ortofon, внезапно обнаружили, что их продукция пользуется высоким спросом. Для разных субкультур, будь то хип-хоп, техно или хаус, винил — это не каприз, а часть культурного кода.
На два с лишним десятилетия музыка спряталась на жестких дисках компьютеров и в MP3-плеерах, потом стала совсем эфемерной, освободила место на носителях и «ушла в облако». Тенденция на возвращение интереса к физическим носителям оформилась в факт в январе 2021 года, когда музыкальная индустрия привела статистику за 2016-й. Продажи пластинок достигли 25-летнего максимума. Увы, существенным для того фактором стала череда трагических событий. В 2016 году из жизни ушли Дэвид Боуи, Принс, Леонард Коэн и Джордж Майкл. Их фанаты скупали пластинки как память о музыкальных иконах XX века.
Дальше — больше: в 2021 году продажи винила в США выросли на 19%, что является высочайшим показателем за предыдущие 32 года. При этом продажи компакт-дисков продолжают падать. Конечно, говорить о равном соперничестве физических носителей с цифровыми музыкальными сервисами не приходится. Хотя бы той причине, что при наличии интернета запустить трек с телефона из условных Soundcloud, Bandcamp или Spotify можно в любом месте. Это представители разных весовых категорий. Проигрыватель и пластинка — совсем другое дело. И то, что эта неразлучная пара точно переживает ренессанс в отношениях с окружающим миром не может не радовать.
Звукосниматель
Несъемный звукосниматель исключает возможность его замены при поломке, не разбирая устройство. Такое решение применяется в дешевых проигрывателях. Съемным звукоснимателем оборудуются дорогие модели.
Тип головки
MM (подвижный магнит) – сравнительно дешевая и простая в эксплуатации, обеспечивающая хорошее качество звучания. Подобные головки встречаются чаще всего, следовательно, проблем с выбором сменных игл не возникает.
MC (подвижная катушка) – дороже и сложнее в настройке, зато более точно передает все оттенки звучания (соответствует формату hi-res). Поэтому такие головки применяются в элитных проигрывателях.
Важно: при выборе бюджетного проигрывателя лучше остановиться на устройстве с типовым креплением ГЗС. Это позволит при необходимости заменить вышедшую из строя головку и модернизировать (апгрейдить) «вертушку», купив картридж более высокого класса
Узнайте у продавца, ГЗС каких изготовителей подойдут к выбранному девайсу. Чем больше перечень производителей, тем лучше.
Форма иглы
Сферическая – простая и дешевая игла, дающая низкое качество звука и сильно изнашивающая пластинку.
Эллиптическая – усовершенствованная разновидность сферической иглы. По сравнению с предыдущим вариантом такая игла точнее воспроизводит высокие частоты и бережнее относится к виниловому диску. Разумный баланс цены и качества.
Коническая – модернизированная версия эллиптической иглы. В результате качество воспроизведения выше, а износ пластинки меньше. Правда, эти достоинства увеличивают цену конической иглы.
Линейная – самый совершенный вариант, выдающий звучание высочайшего качества. Цена такой иглы соответствующая.
Дополнительно
Прижимная сила – обозначает силу нажима иглы на пластинку. Специалисты отмечают, что звукосниматели с меньшей прижимной силой бережнее относятся к виниловому диску и тем самым продлевают срок его эксплуатации. Но это не означает, что они во всех случаях лучше. Оптимальная величина прижимной силы составляет 1-2 грамма. Параметр прижимной силы учитывается при замене звукоснимателя.
Уровень выходного сигнала – актуален в случае подключения проигрывателя к внешнему фонокорректору.
Вес – влияет на настройку прижимной силы. Вес звукоснимателя необходимо учитывать при его замене.
Высший уровень
Здесь мы осторожно ступаем на территорию людей, разминающих аудиокабели перед прослушиванием в надежде услышать более теплый звук в сравнении с неразмятыми. Любые критические замечания относительно странного ценообразования, существования законов физики и так далее просто не имеют смысла, когда стоимость проигрывателя сравнима со стоимостью автомобиля или небольшой квартиры
Несколько примеров:
1 — 6
MoFi UltraDeck+ for $2300
MoFi UltraDeck+ за $2300
Oracle Delpi MK-IV for $7850
Oracle Delpi MK-IV за $7850
VPI Avenger Plus for $15000
VPI Avenger Plus за $15000
Technics SL-1000R for $20000
Technics SL-1000R за $20000
Clearaudio Master Innovation for $28000
Clearaudio Master Innovation за $28000
Vyger Indian Signature IV for $65000
Vyger Indian Signature IV за $65000
Нужно ли покупать виниловый проигрыватель?
При покупке и настройке виниловой аудиосистемы можно столкнуться с множеством нюансов. Более того, много вопросов будет возникать и в процессе ее использования. Начинающему меломану придется самостоятельно изучить большое количество информации, чтобы начать разбираться в принципе работы проигрывателя.
Коллекционирование виниловых пластинок – процесс, требующий максимальной вовлеченности, солидных финансовых вложений и много свободного времени. На приобретение устройства и комплектующих, а также на обслуживание и усовершенствование аудиосистемы может уйти немало средств. Ситуация осложняется еще и тем, что сейчас очень редко можно встретить толковых мастеров. Это не говоря уже о стоимости самих виниловых пластинок.
Однако можно даже не задаваться вопросом, стоит ли данное хобби стольких усилий. Если вы выбрали занятие по душе, то коллекционирование винила поможет осознать ценность музыки, которая в некоторых жизненных ситуациях может оказаться настоящим лекарством.
Часть системы или комбайн?
Основная часть проигрывателей состоит только из звукоснимающей части — стола, тонарма с иглой и управляющей системы. Акустика, усилители, прочие элементы воспроизведения подключаются отдельно. Фонокорректор и картридж с иглой также могут не входить в комплект поставки.
Качество звучания у таких моделей лучше, а возможностей настройки — больше. Если вы хотите не только услышать любимого исполнителя 20-60-летней давности в оригинале, но и почувствовать себя настоящим диджеем эпохи диско, то лучше выбирать компонентные модели.
Один из таких примеров — Pioneer PLX-500
с прямым приводом вращения. В комплект входят встроенный фонокорректор, поворотный изогнутый тонарм длиной 23.05 см, картридж звукоснимающей головки массой 9.5 г. Поворотный диск для пластинки диаметром 33.2 см — этого диаметра хватит для проигрывания больших подарочных выпусков. Поддерживается 3 скорости вращения — 33 и 45 оборотов в минуту по новому стандарту, а также 78 оборотов в минуту для любителей классического звучания. Звукосниматель оснащен системой антискейтинга, снижающей износ носителей. Проигрыватель можно подключать к аудиосистемам с помощью композитных коннекторов, а также к ПК.
Модели системы «все в одном» компактнее, дешевле и не требуют дополнительного оборудования. При этом качество звучания будет уступать системным проигрывателям. Оправданным выбор комбайна становится только в стесненных жилищных условиях или при частых перевозках.
Такая модель есть в линейке американского производителя Ion Audio — Ion Trio LP
. Проигрыватель выпускается в деревянном корпусе, в комплект входят встроенные фонокорректор, акустика, прямой поворотный тонарм с головкой. Вращение поворотного диска — на традиционной ременной передаче. Как и предыдущая модель, он поддерживает три скорости вращения. Автоматика представлена только функцией автостопа. Поддерживаются все виды аудио-коннекторов, кабели для которых поставляются в комплекте.
Как выбрать виниловый проигрыватель
Используя некачественный проигрыватель, вы рискуете не только разочароваться в звуке, но и повредить дорогостоящие пластинки. Не стоит покупать бюджетные устройства со встроенным фонокорректором, усилителем и динамиками, поскольку они не отличаются хорошим качеством воспроизведения. При выборе необходимо учитывать вес, тип заточки иглы, вид картриджа (принцип его работы), возможность замены комплектующих и привод. Теперь подробнее обо всех характеристиках:
Вес корпуса
Качественное устройство должно быть тяжелым. Проигрыватели до 8 килограмм существуют только в бюджетном и среднем сегменте, и, как правило, хорошим звучанием они не отличаются. Большой вес имеет планшайба или диск, на котором размещается пластина. Но существуют производители, изготавливающие планшайбы из легкого карбона. Это делает корпус проигрывателя немного легче, но не лишает качественного звучания.
Виды картриджей и принцип работы
Существует два основных вида картриджей для виниловых проигрывателей – на ½ дюйма и T4P. Первый вид отличается лучшими звуковыми качествами и возможностью апгрейда. Но у него есть существенный недостаток: не каждый человек сможет хорошо настроить такой проигрыватель. Второй вариант чуть проще в эксплуатации и подходит даже новичку. Однако улучшить такое устройство в будущем будет достаточно непросто.
На рынке аудиооборудования есть два вида головок для картриджей: MM- и MC-. Музыканты и hi-fi-ценители предпочитают MC-головки, т.к. они более детально и мягко передают звучание. Однако они не поддерживают смену наконечника, поэтому, в случае повреждения иглы, придется менять весь картридж полностью.
Заточка считывающей иглы
У дешевых проигрывателей игла имеет сферическую заточку. Профессионалы и коллекционеры предпочитают проигрыватели с эллиптической заточкой, но есть и другие, не менее удачные виды.
Привод
Виниловые проигрыватели бывают прямыми, ременными и роликовыми. От этого зависит, каким образом блин будет приходить в движение во время считывания записи с пластинки. Для любителей чистого звука подойдут устройства ременного типа, поскольку они обеспечивают лучшее скольжение и отсутствие вибраций. Прямые проигрыватели больше ценятся диджеями (для dj производят специальные модели) и музыкантами, которые любят скретчить. У приборов ременного типа больше всего вибраций, поэтому они практически не распространены на рынке. Но существуют поклонники и таких проигрывателей.
София, 25 лет, Владимир
Как все началось
В детстве я слушала пластинку «Бременских музыкантов» и любила приподнимать иглу, а потом опускать на том же месте — получалось, что фраза повторялась сначала. Это было забавно.
На окончание первой зимний сессии она мне подарила «With the Beatles», свеженькое переиздание. А первая купленная пластинка лично мной — это третий, если не ошибаюсь, альбом Тhe Doors «Waiting for the sun». Купила в Москве, в Атриуме на Курской. А проигрыватель достался от папы. Старше меня и работает до сих пор.
Моя коллекция
Пластинок двадцать точно есть. Беру все, что слушаю. В основном это классика 60-х, 70-х, 80-х. Список настолько огромный, что, будучи в магазине, я буду искать тех исполнителей, которых смогу вспомнить на месте или на которых наткнусь.
Отношение близких людей к винилу
Абсолютно нормальное. Мама иногда отправляет мне ссылки на новые поступления пластинок в нашем единственном букинистическом магазине и спрашивает, взять или нет. Последним, что мы там купили, был первый сольник Пола Маккартни. А первое, что я там купила — болгарское издание самой первой записи «Битлов» с Тони Шериданом (короче, все в моей виниловой жизни связанно с «Битлами»).
Пластинка моей мечты
Я так много всего хочу, что выделить что-то как самое-самое не могу. Очень хочу докупить три пластинки «Битлов» (первую и две последних), чтобы закончить коллекцию. Было бы здорово найти саундтрек к документальному фильму про Вудсток, а если еще оригинального года выпуска, то это будет просто бомбически. В общем, список большой, а денег — не очень. Еще бы я очень хотела «Echoes» Pink Floyd. Мне даже представить страшно, как будет звучать эта музыка на виниле.
Самая невероятная виниловая история
Мы тогда большой толпой поехали в Будапешт, была запланирована поездка в Братиславу. В тот день в моей голове по совершенно неясной причине крутился мотив песни «Babe, I”m gonna leave you» Led Zeppelin. Ни творчество группы, ни эту песню я толком не знала и не слушала, поэтому это было довольно странно. Так вот, Братислава, вечер, у нас свободное время. Идем мы по улице и тут замечаем — да-да — магазин винила. Все в таком брутальном металлическом стиле, спрашиваю, есть ли «битлы» (нету), и от скуки (и разочарования) смотрю, что есть в коробке прямо в центре зала. The Doors, Deep Purple… и тут попадается первый альбом Led Zep, на котором и есть та самая песня! Естественно, пластинку я купила и увезла домой. Кстати, второй и третий альбом Led Zeppelin ко мне попали тоже из заграницы: подруга прислала из Украины в качестве подарка на Новый Год.
Пластинки или музыка с цифровых носителей?
Чаще слушаю на телефоне или ноутбуке, потому что проигрыватель у родителей. Да и для использования его нужно вынуть из шкафа (он тяжелый), а потом снова убирать. Это очень неудобно и долго.
Советы для тех, кто только собирается коллекционировать пластинки
Относитесь к ним бережно, пластинки должны стоять вертикально
Определитесь, что вам дороже: переиздание, оригинал, зарубежные издания («поет ВИА Дип Пурпле» и т.д.) — или это не важно. И всегда проверяйте, что в конверте, всегда
Если пластинка использованная, смотрите, есть ли царапины.