VA матрицы
MVA/PVA матрицы являются своего рода компромиссом между TN и IPS матрицами. Существуют также более продвинутые типы матриц: Premium MVA и S-PVA. Мониторы на таких матрицах обладают очень близкой к IPS цветопередачей, большими углами обзора, малым временем отклика (чуть больше, чем TN). Что же касается контраста и яркости, то они максимальны на фоне всех существующих на данный момент типов матриц (за исключением PLS). Но всё же, для профессиональной работы такие мониторы не подойдут, поскольку при минимальном отклонении направления взгляда от перпендикуляра монитора опытный глаз уже в состоянии заметить отклонения в полутонах цветов. Большинству же среднестатистических пользователей это покажется мелочью.
Лучший выбор для игрового компьютера
Какая матрица лучше для игрового монитора? Прежде чем перейти к выбору типа матрицы монитора, необходимо изучить существующие производственные технологии. Если требуется компьютер для игр, то приоритетным является цветопередача и время отклика:
- Пользователям, которые хотят сэкономить денежные средства, можно порекомендовать устройство с PLS-матрицей.
- Наряду со стандартным видом матрицы, завод-производитель разработал улучшенный вариант модели Super-PLS, обладающей лучшей яркостью и контрастностью, при этом экран обладает возможностью отображения разрешения, превышающее Full HD. Все маркировки соответствуют улучшенному состоянию динамической контрастности и углу обзора, поэтому вы не сможете в них запутаться.
Защита для глаз
Сейчас производители стараются снизить нагрузку на глаза пользователей и используют различные защитные технологии. Наиболее распространены три.
- Подсветка, убирающая мерцание — невооружённым глазом оно обычно не видно, но на усталость глаз влияет (например, Flicker free).
- Фильтрация синего спектра — он наиболее вреден для глаз, поэтому есть технологии его уменьшения. У каждого производителя она называется по-своему (например, Low Blue Light+).
- Коррекция яркости — при разном освещении свои оптимальные значения этого показателя. Некоторые мониторы автоматически регулируют яркость, опираясь на данные датчиков освещённости.
VA
Название этого типа матриц также символизирует тип расположения кристаллов – Vertical Alignment (вертикальное выравнивание). Вместо использования жидких кристаллов для изменения поляризации света, в выключенном состоянии кристаллы VA-панели расположены перпендикулярно двум противоположным поляризаторам, во включенном – они начинают выравниваться параллельно, позволяя свету проходит через кристаллы.
По сравнению с TN, подобная структура обеспечивает лучшую цветопередачу, более глубокий черный цвет и более широкие углы обзора. Но и стоимость дисплеев на таких матрицах заметно выше. При этом VA-матрицы заметно медленнее TN, уступая им как по времени отклика, так и по частоте обновления. Кроме того, мониторы с VA-матрицей часто делают изогнутыми — чем это хорошо и зачем это нужно, можно подробнее почитать здесь.
Матрица VA не пропускает фоновую подсветку при повороте, что позволяет посмотреть на изображение на мониторе, как на картину под разными углами — без лишнего света.
Кому подойдет?
Хорошая цветопередача и глубокий черный цвет делают VA-матрицу незаменимым помощником дизайнеров и других людей, работающих с цветом.
Что взять?
AOC C32G2ZE/BK — это отличный монитор. При диагонали 31,5 дюйма и разрешении 1920×1080 (Full HD) он стал одним из самых быстрых VA-мониторов. Его частота обновления достигает 240 Гц при яркости 300 кд/м² и превосходной контрастности 4000:1.
Зачем ученым понадобилось проверять теорию из кино?
При переложении на реальность идея «Матрицы» кажется абсурдной: зачем кому-то создавать огромный виртуальный мир — что явно трудоемко — и населять его людьми, нами? Тем более что реализация этой идеи из фильма сестер Вачовски не выдерживает никакой критики: любой школьник знает, что КПД не может превышать 100%, а значит, нет смысла получать энергию для машин от людей в капсулах — на их прокорм и обогрев уйдет больше энергии, чем они смогут отдать машинам.
Первым в научных кругах на вопрос о том, может ли кому-то понадобиться целый смоделированный мир, в 2001 году Ник Бостром. К тому времени ученые уже начали использовать компьютерное моделирование, и Бостром предположил, что рано или поздно такие компьютерные симуляции будут использованы для изучения прошлого. В рамках такой симуляции можно будет создать детализированные модели планеты, живущих на ней людей и их взаимоотношений — социальных, экономических, культурных.
Историю нельзя изучать экспериментально, а вот в моделях можно запускать бессчетное количество сценариев, ставя самые дикие эксперименты — от Гитлера до мира постмодерна, в котором живем сейчас мы. Полезны такие опыты не только для истории: в мировой экономике тоже хорошо бы разбираться получше, но кто даст ставить эксперименты сразу над восьмью миллиардами настоящих, живых человек?
Бостром обращает внимание на важный момент. Создать модель значительно проще и дешевле, чем породить нового, биологически реального человека
И это хорошо, потому что историк захочет создать одну модель общества, социолог — другую, экономист — третью, и так далее. Ученых в мире очень много, поэтому число цифровых «людей», которые будут созданы во множестве таких симуляций, может быть очень большим. Например, в сто тысяч, или в миллион, или в десять миллионов раз больше, чем число «биологических», реальных людей.
Если допустить, что теория верна, то чисто статистически у нас почти нет шансов оказаться не цифровыми моделями, а реальными людьми. Допустим, общее число «матричных» людей, созданных где-либо и когда-либо любой цивилизацией, всего в сто тысяч раз больше, чем число представителей этой цивилизации. Тогда вероятность того, что случайно выбранное разумное существо биологическое, а не «цифровое», — меньше одной стотысячной. То есть если такое моделирование реально ведется, вы, читатель этих строк, почти наверняка лишь набор цифр в чрезвычайно продвинутом суперкомпьютере.
Выводы Бострома хорошо описываются заголовком одной из его : «…вероятность того, что вы живете в «Матрице», весьма велика». Его гипотеза вполне популярна: Илон Маск, один из ее сторонников, как-то заявил, что вероятность нашего проживания не в матрице, а в реальном мире — одна к миллиардам. Астрофизик и нобелевский лауреат Джордж Смут , что вероятность еще выше, а общее число научных работ на эту тему за последние двадцать лет исчисляется десятками.
Радикальное решение
Матрица монитора типа AH-IPS нашла применение только у потребителей развитых стран мира. Устройство имеет очень высокую стоимость, которая не по карману многим покупателям. В результате — заводы-изготовители удешевили технологии путем снижения качества при производстве комплектующих устройства. Таким образом, возник новый вид матрицы монитора, который получил название PLS (plane-to-line switching).
Проведя сравнительный анализ характеристик и рассмотрев принцип работы созданной матрицы, напрашивается вывод: модификация PVA-матрицы является усовершенствованным вариантом от компании Samsung и относится к категории лучший тип матрицы для мониторов.
Данная технология была давно разработана производителем, но оказалась внедрена совсем недавно, когда потребовалось заполнить пустующий ценовой сегмент, возникший между устройствами дорогого класса и среднего, при этом оказалась очень большая разница в стоимости.
Производители, конкурируя за рынок сбыта, предоставили потребителю за вполне адекватную цену приемлемое по своим характеристикам устройство.
При выборе лучшего типа матрицы монитора IPS или PLS потребитель, пытаясь сэкономить, однозначно остановит свой выбор на последнем. Видимой разницы между устройствами не наблюдается. Так, многие мобильные устройства и планшеты оснащены PLS матрицей, которую реализаторы очень часто презентуют как более дорогую IPS.
Что лучше выбрать
Актуальным остаётся вопрос о том, какую матрицу будет лучше выбрать для монитора, учитывая такое разнообразие технологий и их модификаций. Чаще всего сравнивают, что же лучше — матрица VA, или всё-таки IPS.
Также закономерно спросить, какая матрица окажется лучше для глаз, поскольку вопрос сохранения зрения очень актуален для пользователя любого возраста. Всё же мало кому захочется сидеть перед вредным экраном, который буквально за пару лет способен посадить зрение. А ведь многим людям в современном мире приходится постоянно находиться за компьютером или перед экраном ноутбука, поскольку это их работа.
Чтобы определить лучший тип матрицы, применяемой для мониторов, стоит сравнить все представленные варианты. Разумеется, в основе будет лежать базовая технология. Сравнивать абсолютно все модификации бессмысленно и проблематично.
Потому в основе будут лежать технологии TN, IPS и MVA (PVA). Да, сюда также можно включить OLED. А вот про QD дисплеи говорить пока слишком рано. Большинству покупателей они просто недоступны.
Перед тем как выбрать ту или иную матрицу для компьютера или ноутбука, их следует сравнить между собой по нескольким основным параметрам.
- Угол обзора. Здесь явным аутсайдером выступает TN матрица. Следом идёт MVA технология со средними показателями. Углы обзора у IPS выше предыдущих вариантов, но уступает по этому показателю только OLED и QD матрицам.
- Время отклика. Тут доминирует OLED технология с очень низким временем отклика. Далее идёт, как ни странно, TN матрица. А вот у IPS и MVA технологий время отклика среднее.
- Цветопередача. Она же цветовая эффективность. Самая низкая у TN. На втором месте с конца стоит поставить MVA. Она лишь немного уступает IPS дисплеям. Лучшими в этой категории являются OLED и QD.
- Контрастность. Между IPS и MVA можно смело ставить знак равенства. А вот у TN дела обстоят несколько хуже. Претензий по контрастности к OLED нет и быть не может.
- Воспроизведение движения. Это не особо зависит от самой матрицы. Тут вопрос, скорее, к самой технике, то есть к мониторам. Здесь MVA и IPS примерно на одном уровне, а TN традиционно немного уступает.
- Стоимость. Самыми дешёвыми мониторами закономерно будут те, которые основаны на TN матрицах. Далее идут MVA дисплеи. Чуть дороже обойдутся IPS, что вполне ожидаемо. А самыми дорогими закономерно станут мониторы с матрицей OLED или QD.
Важно понимать, что окончательный выбор конкретной матрицы для монитора – вопрос достаточно индивидуальный и зависит от нескольких факторов. У покупателей ноутбуков вариантов не так много
Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями
У покупателей ноутбуков вариантов не так много. Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями.
А вот для мониторов под обычные настольные компьютеры ограничений по выбору типа матриц нет. Тут главное – ориентироваться на поставленные перед дисплеем задачи, а также на собственные финансовые возможности. Если нужен недорогой дисплей, на котором можно заниматься офисной работой, периодически играть и смотреть фильмы, то даже качественной TN матрицы будет вполне достаточно.
MVA и IPS матрицы считаются более универсальными. Только здесь следует учесть некоторые моменты. IPS хороши в плане отображения графики. Они прекрасно подойдут для дизайнеров, решения полиграфических задач. А вот для активных геймеров это не лучшее решение из-за времени отклика. Для кино, спокойной и размеренной работы превосходный выбор. Для динамичных компьютерных игр лучше выбрать альтернативную матрицу. Хотя глаза при этом уставать не будут.
Но и VA матрицу нельзя назвать идеальным решением для видеоигр. Всё зависит от конкретной модели и применяемой технологии. Самые простые варианты плохо реагируют на резкую смену картинки.
IPS мониторы считаются наиболее популярными. И это вполне закономерное явление. Постепенно их вытесняют OLED дисплеи, что также ожидаемо. Ситуация в 2020 году неизменная. Но есть высокая вероятность того, что ряд представленных технологий в скором времени прекратят своё существование. Если IPS ещё держится, то времени у TN матриц осталось не так много. Будущее за OLED и QD матрицами.
OLED
Принцип работы матриц на органических светодиодах (OLED) кардинальным образом отличается от рассмотренных нами выше панелей. Вместо игры с поляризацией каждый пиксель матрицы (субпиксель) начинает испускать свет при подаче на него напряжения. Испускаемый свет зависит от конкретного субпикселя, а благодаря отсутствию препятствий яркость таких матриц может достигать очень высокого уровня.
OLED-матрицы предлагают чрезвычайно высокую контрастность и превосходную цветопередачу с действительно глубоким черным цветом. Им не требуется какая-либо дополнительная подсветка, что максимально снижает толщину таких панелей, а сами панели могут быть гибкими.
OLED (Organic Light Emitting Diode)
Технология, существенно отличающаяся от тех, что используются ныне. Стоимость матриц, особенно больших диагоналей, сложность производства пока что препятствуют широкому использованию этой технологии в производстве мониторов. Те модели, которые есть, стоят дорого и редки.
Как это работает
В основе технологии лежит использование углеродных органических материалов. Под напряжением они излучают определенный цвет, а при его отсутствии – полностью неактивны. Это позволяет, во-первых, полностью избавиться от подсветки, а во-вторых, обеспечить идеальную глубину черного цвета. Ведь ничего не светится и не фильтруется, посему и претензий к черному цвету быть не может.
Экраны OLED обеспечивают высокие значения яркости и контрастности, отличные углы обзора без искажений. Энергоэффективность на высоком уровне. Скорость отклика недоступна даже TN матрицам.
И все же ряд недостатков пока что сдерживает применение таких экранов. Это и небольшое время работы (экраны склонны к «выгоранию» — эффекту, который был присущ плазменным панелям), сложный процесс производства с довольно большим количеством брака, что повышает стоимость таких матриц.
Вселенная, вероятно, разбита на сегменты
Возможно, для вас это будет сюрпризом, но человечество уже умеет полноценно симулировать реальность. Правда, из-за высокой степени сложности сегодня ученые в состоянии достоверно смоделировать лишь сильное ядерное взаимодействие — квантовую хромодинамику, — в масштабе фемтометров (миллионных долей нанометра). Этого недостаточно для понимания даже самых маленьких микроорганизмов, не говоря уже о планетах, звездах и галактиках.
Тем не менее, нам известно, что любая компьютерная модель (в т.ч. — модель Вселенной) подразумевает разбиение виртуальной реальности на участки, в пределах которых происходит обсчет, — и затем соединение этих участков вместе. Таким образом получается решетка, которая упорядочивает и структурирует цифровое пространство.
В 2012 году профессор Сайлас Бин из немецкого университета Бонна и его коллеги предположили: если наша Вселенная — симуляция, значит, она должна иметь некие лимиты. В частности, это могут быть ограничения, накладываемые пространственной сеткой, и будь они найдены, у людей появятся неоспоримые доказательства того, что видимый мир — это всего лишь иллюзия.
Ученые приступили к поискам. Для этого они решили смоделировать частичку Вселенной, использовав в качестве структуры материи — пространственно-временного континуума — мелкую «решетку».
В ходе эксперимента ученые установили, что существование вселенской сетки подразумевает жесткое ограничение на количество энергии, которое могут иметь космические частицы.
Удивительно, но компьютерные расчеты сошлись с реальными данными: астрономические наблюдения показывают, что энергия частиц космических лучей, прибывающих к нам от самых далеких галактик, действительно обрывается на определенном уровне, который известен физикам как предел ГЗК!
Впрочем, немецкие ученые честно признаются, что их «красная пилюля» не лишена изъянов. По словам профессора Бина, модель Вселенной можно построить и совершенно иным образом, а не только тем, который они представили. Поэтому в будущем ученые намерены собрать больше доказательств существовании сетки, наблюдая за тем, как космические частицы рассеиваются, когда они «наталкиваются» на эту пока еще чисто теоретическую решетку.
IPS (In-Plane Switching)
- IPS – полная противоположность TN-матрице. Имеет огромное множество вариаций, которые направлены на улучшение тех или иных параметров. Например:
- S-IPS (Super IPS) – самая первая модификация стандартной IPS матрицы. В продаже уже найти практически нереально. Из-за того, что кардинальных улучшений не было, в мире дисплеев быстро появились более продвинутые аналоги. Вся разница с IPS заключалась лишь в увеличенных углах обзора с более высокой скоростью реакции пикселя.
- H-IPS (Horizontal IPS) – отличается от предыдущей версии лишь увеличенной контрастностью. И поэтому тоже уже практически не встречается в продаже.
- P-IPS (Professional IPS) – из расшифровки аббревиатуры становится ясно, что предназначен данный тип матрицы для профессиональных задач. Потребности в таких матрицах у среднестатистического пользователя, даже если он работает с фотографиями – нет. А потому встретить на рынке представителей данной разработки можно очень редко. Ключевая особенность – великолепная цветопередача (глубина цвета 30 бит и 1.07 миллиарда цветов).
- AH-IPS (Advanced High Performance IPS) – самая новая разработка IPS матриц. Здесь немного улучшены все параметры в сравнении с обычной IPS. Увеличена яркость, улучшена цветопередача, снижено энергопотребление и время отклика. На данный момент – это самая распространенная матрица IPS на рынке.
В зависимости от типа технологии производства, IPS матрицы могут различаться пиксельной структурой, контрастностью панелей, цветовыми фильтрами и так далее. Но если обобщить, то все IPS в производстве очень дорогие относительно той же простой TN, имеют большее время отклика, а также отличаются повышенным энергопотреблением. Связано это с конструктивными особенностями матрицы, в которые мы не будем углубляться.
На другой стороне весов, напротив вышеперечисленных недостатков, лежат весомые плюсы – хорошая цветопередача, высокая контрастность и большие углы обзора (значения могут достигать 178 градусов по горизонтали). Сегодня можно найти различные виды данной матрицы, которые будут иметь низкое время отклика (вплоть до 1 мс) и обладать высокой энергоэффективностью – но такие дисплеи будут стоить в разы дороже TN.
Вам стоит присмотреться к IPS, если вы профессионально работаете с изображениями. Например, если вы фотограф или монтажер видео. В этих профессиях естественные цвета – неотъемлемая часть качественно выполненной работы. Также такой тип матрицы будет лучшим выбором для тех, кто проводит много времени за компьютером – высокая контрастность и правильная цветопередача снижают нагрузку на глаза при долгой работе.
Кстати, матрицы IPS используются не только в мониторах и дисплеях ноутбуков, но и в телевизорах. Как выбрать хороший ТВ, мы рассказывали в отдельной статье.
Вселенная идеальна для зарождения жизни
Этот аргумент во многом созвучен с предыдущим. Сторонники Матрицы отмечают, что многие природные константы подозрительно идеально подходят для человеческого существования.
Если бы физические законы были чуточку другими, Вселенная просто не смогла бы возникнуть (по крайней мере, в нынешнем ее виде). Будь атомарные связи немножко слабее, материя попросту бы распалась. Стань гравитация на капельку сильнее — и звезды начнут коллапсировать за считанные секунды.
Да что космос, само существование жизни как таковой в высшей степени удивительно! Для ее зарождения необходимо, чтобы все было «тютелька в тютельку»: так, наша планета находится на «оптимальном» расстоянии от Солнца, гравитация сильна в меру, а образовавшаяся атмосфера состоит ровно из тех газов, которые нужны нам для дыхания. Если бы Млечный Путь сформировался чуточку иначе, жизнь на Земле, возможно, никогда бы не зародилась.
Тем не менее, для нас все сложилось удивительно благоприятным образом. Вселенная, если можно так выразиться, не слишком теплая и не слишком холодная. Она просто… правильная?
Отталкиваясь от такого рода рассуждений, люди в конце концов задались вопросом: «Почему? Почему земные условия так отлично нам подходят?».
Объяснений этому было придумано великое множество, одно фантастичней другого: от теории мультивселенной и до божественного замысла. Но одна из догадок гласит: Вселенная просто поддельная — это симуляция, запущенная другим существом. В некой лаборатории поистине вселенских масштабов каждый подходящий фактор был намеренно установлен в фиксированное состояние, дабы в искусственной Вселенной могла зародиться жизнь. А затем «бог-программист» запустил имитацию.
В философии эта позиция именуется по-разному: антропный принцип, «теория песочницы», «гипотеза зоопарка». Но суть от названия не меняется: весь наш мир — это просто модель, а мы — герои очень большой игры The Sims.
Впрочем, и этот, и предыдущий аргументы носят исключительно абстрактный характер, будучи производными фразы «Совпадение? Не думаю». Может быть, в распоряжении сторонников гипотезы симуляции имеются и куда более веские доказательства?
Создание симуляции — не прихоть, а научная необходимость
«Хорошо, — возможно, заметите вы, — допустим, некий интеллект действительно написал код нашей Вселенной. Но зачем? Какой от симуляции человечества «профит»?».
Как ни странно, дать ответ на этот вопрос достаточно просто. Так же, как сейчас геймеры обожают играть за самих себя в The Sims, люди будущего, имеющие возможность создавать комплексные имитации, вероятно, запустят симуляцию Вселенной и человечества в частности чисто ради развлечения.
Но одними видеоиграми потенциальная область применения симуляций, конечно, не ограничивается. Так, уже сегодня в исследовательских целях ученые имитируют различные ситуации взаимодействия на самых разных уровнях — от субатомных частиц до человеческих сообществ, галактик и даже вселенных.
Скажем, компьютерные модели сложного поведения животных помогают биологам понять, как формируются стаи и рои. Благодаря симуляциям астрономы изучают принципы образования планет, звезд и галактик. Социологи и психологи имитируют человеческие сообщества с использованием относительно простых агентов, делающих выбор на основании определенных правил, — такие программы моделируют сотрудничество между людьми, развитие городов, функционирование дорожного движения и государственной экономики, а также многие другие социальные процессы. Это еще не предсказание будущего (на данный момент симуляции не учитывают все возможные факторы и потому довольно условны). Но с каждым годом мы становимся к нему все ближе.
Кроме того, в будущем, возможно, ученые будут использовать симуляцию развития человечества также в качестве цифровой разновидности археологии, более-менее достоверно воссоздавая события прошлого.
Разрешение монитора
Уже давно традиционным стало разрешение Full HD – 1920×1080. Но существуют модели и с более высоким разрешением. Такие, могут потребоваться для геймеров. Соответственно, Ваша видеокарта должна поддерживать столь высокие разрешения.
Такие параметры, как яркость, контрастность, динамическая контрастность вообще не имеют особого смысла, поскольку каждый производитель замеряет их по своей технологии.
Обратите внимание на разъёмы, расположенные на задней панели монитора. В настоящее время наиболее актуальным является сочетание DVI + HDMI
VGA может пригодиться лишь для старых машин.
TN (Twisted Nematic)
Один из самых старых типов матриц, до сих пор актуальный и используемый. В настоящее время применяется ее модифицированная версия, маркируемая TN+film. Популярность ее зиждется на двух основных преимуществах: быстродействии (низкое время отклика и задержки) и низкой цене. Действительно, время отклика порядка 1 мс – это в порядке вещей.
Даже недостатки, присущие этой технологии изготовления экранов, не в силах отправить ее на покой. А минусов хватает. Это и небольшие углы обзора, и неважная цветопередача, и невысокая контрастность, и недостаточная глубина черного цвета. Хотя, если экран расположен прямо перед глазами владельца, то проблема с углами обзора несколько снижает свою остроту.
Ухудшается положение еще и тем, что разные матрицы от разных производителей могут серьезно отличаться друг от друга. Если в дорогих игровых моделях ноутбуков или игровых мониторах может устанавливаться вполне сносный экран, то в бюджетных устройствах качество дисплея может быть весьма посредственным.
Как это работает
Сам экран представляет собой «бутерброд» из двух поляризующих фильтров, между которыми расположены электроды на прозрачных подложках с обеих сторон экрана, двух металлических пластин и, в середине, слоя жидких кристаллов. С внешней стороны экрана устанавливается светофильтр.
На стеклянные пластины нанесены бороздки, причем во взаимно перпендикулярном направлении, что задает первоначальную ориентацию кристаллов. Благодаря такому расположению бороздок, жидкие кристаллы закручены в спираль, откуда, собственно, и пошло название технологии Twisted Nematic.
Если напряжения на электродах нет, то расположенные по спирали кристаллы поворачивают плоскость поляризации света таким образом, что он проходит через второй (наружный) поляризационный фильтр. Если напряжение на электроны подано, то, в зависимости от уровня этого напряжения, жидкие кристаллы разворачиваются, изменяя интенсивность проходящего света. При определенном напряжении плоскость поляризации света не будет изменяться, и второй фильтр полностью поглотит свет.
Наличие двух электродов позволяет улучшить энергоэффективность, а частичный поворот кристаллов благотворно влияет на быстродействие матрицы.
Из-за того, что при отсутствии напряжения кристаллы пропускают свет, при возникновении дефектов в матрице («битые пиксели») они представляют собой светящуюся белую точку. В других технологиях такие точки темные.
Идентифицировать «на глаз» матрицу TN можно, если посмотреть на включенный экран под углом. И чем больше он (угол) будет, тем более блеклыми будут становиться цвета, тем менее контрастным будет становиться изображение. В некоторых случаях возможно даже инвертирование цветов.
Глубина цвета
Разница в глубине цвета. Сравнение восьмибитной матрицы + FRC и десятибитной, взгляд на экраны под углом. Источник — Pro100tehnika
За что отвечает параметр? За количество цветов, которые может выдавать монитор. Любой цвет формируется из красного, синего и зеленого за счёт битности матрицы: она смешивает цвета вместе и выдаёт их вариации и оттенки. Так у восьмибитных матриц каждый пиксель даёт по 256 оттенков для каждого цвета — в итоге получается 16 миллионов цветов. Чем больше битность — тем богаче цветовой охват монитора.
В бюджетных и устаревших дисплеях часто используют шестибитные матрицы, которые могут выдать всего 260 тысяч цветов. Это очень мало для художника, поэтому производители внедряют в такие мониторы технологию FRC (Frame rate control). Она компенсирует недостающие оттенки, показывая промежуточные кадры с двумя другими цветами за счёт мерцания, и выдаёт полутона, которые не может скомбинировать шестибитная матрица.
Хороший вариант для художника: монитор с дорогой десятибитной матрицей или более дешёвый вариант с восемь бит + FRC.
Сравнение десятибитной матрицы и восьмибитной + FRC
Обратите внимание на солнце и небо — у восьмибитной матрицы более резкие переходы между оттенками. Слайд из презентации техдиректора MSI Дмитрия Лукина
10-ти битный монитор позволяет выводить более миллиарда цветов, однако качественные представители стоят выше 100 тыс. рублей и обычно комплектуются 4К-разрешением.
«Чем битность выше — тем дороже сам экран. К тому же человек не способен видеть цвет больше десяти бит. Там миллиард оттенков и наши глаза не различают такой богатый спектр. Десять бит важны в полиграфии».
Дмитрий ЛукинТехнический директор MSI
Сейчас одним из самых популярных решений остаются восьмибитные матрицы с технологией FRC. Они отображают более миллиарда цветов и стоят дешевле десятибитных мониторов.
«Многие производители честно пишут восемь бит + FRC. Такая матрица покажет картинку не хуже, чем десять бит, но при этом будет стоить дешевле. Поэтому когда мы видим восемь бит + FRC — это не значит, что всё плохо. Это значит, что вам пытаются предложить удобное решение за меньшие деньги».
Дмитрий Лукин Технический директор MSI
Сравнение восьмибитной матрицы и восемь бит + FRC. На изображении можно увидеть, что обычная восьмибитная матрица хуже справляется с водой и небом, а FRC сглаживает огрехи. Слайд из презентации Дмитрия Лукина
Если вы собираетесь работать только в цифре — можно рассмотреть вариант с восьмибитной матрицей + FRC; если вы хотите работать с печатью — лучше взять экран с десятибитной матрицей.
Дополнительная информация
После изучения существующих технологий жидкокристаллических экранов рекомендовано ознакомиться с дополнительной информацией, предоставленной пользователями. Она поможет определиться, какая матрица лучше для монитора:
- Монитор является долговечным приобретением — следующая покупка, скорее всего, будет через 10 лет.
- Около 99% случаев заявленных требований, которые предъявляются к технике связаны с нарушениями условий эксплуатации. Так, на офисном оборудовании ведутся игровые баталии, а элитные устройства используются только для просмотра новостей.
- Вариант мультиподключения используется очень часто. Около 25% потребителей в мире для удобства подключают к одному устройству несколько мониторов, иногда 2-4. Удобство заключается в том, что каждое подключенное устройство выполняет определенную роль: одно — используется для просмотра фильмов, второе — для игр, третий монитор является офисным и т.п.
Присмотритесь к серийному номеру для определения матрицы
Первым делом рекомендуем изучить серийный номер вашего телевизора. У многих производителей вы можете встретить кодификацию типа матрицы в серийных номерах их ТВ.
В номере модели телевизора может содержаться информация о типе установленной в нём матрицы
Так, к примеру, первые две буквы серийного номера моделей ТВ Самсунг содержат данные о типе использованной матрицы. В модели ТВ Самсунг 2021 года с кодом QN65Q900RBFXZA буквы QN означают тип матрицы QLED (термин используется Самсунгом для коммерческого наименования для своих новых мониторов на базе LED LCD).
Присмотритесь к серийному номеру, и вполне возможно, что вы увидите упоминания TN, TFT, IPS и других без каких-либо скрытых кодификаций, как у Самсунга.
Серийный номер можно найти, как на самом ТВ (обычно сзади), на коробке от ТВ. А также в пункте меню самого телевизора, где имеется пункт с информацией о самом телевизоре.