Как добывают нефть
Прежде чем рассказать, почему нельзя просто заткнуть скважину и перестать качать, стоит в двух словах рассказать, как вообще работает скважина и как добывают нефть.
Считается, что нефть появилась в результате процессов, которые проходили в телах умерших древних животных под большим давлением пород. Породами этими были слои глины, образовавшиеся за миллионы лет.
Миллионы лет назад эти красавцы умирали и дошли до нас в виде нефти.
Для обнаружения нефти геологи пропускают через породы ультразвуковые импульсы и благодаря разным акустическим свойствам этих пород, они могут составить картину того, что есть под землей. Если они находят пласт залегания нефти, начинается разработка месторождения. Если есть сомнения в том, что нефть действительно есть, бурится тестовая шахта для того, чтобы убедиться в результате.
Когда наличие нефтяного горизонта (так называется порода, из которой добывают нефть) подтверждено, бурится основная шахта. Она может достигать нескольких сотен метров в глубину. В нее погружаются стальные трубы, диаметр которых меньше диаметра самой шахты, а в получившуюся полость между трубой и породой под давлением закачивается бетон.
После этого на глубину предполагаемого залегания опускается мощный заряд, который взрывается и делает перфорированные отверстия в трубе. Если все сделано правильно, через эти отверстия начинает поступать нефть. Делает она это тремя способами.
Если не усложнять, то первый из них — это когда нефть бьет фонтаном из-за давления пород сверху. Когда давление немного спадает, в саму полость с нефтью или в соседние полости заливается большое количество воды. В итоге давление растет и нефть снова начинает поступать под напором. Правда, в этом случае ее надо очищать от воды.
Примерно так выглядит добыча с подачей воды.
Второй способ более привычный. Это когда ставится качающая вышка, которая как молоток машет вверх-вниз. Она приводится в действие электричеством и передает движение на насос в шахте. Он подает нефть наверх.
Третий способ тоже связан с насосом, но в этом случае он погружается непосредственно на дно шахты и уже оттуда качает нефть наверх.
Способ каждый раз выбирается индивидуально и зависит от особенностей шахты и наличия денег у того, кто разрабатывает месторождение. Одно надо знать точно. Оборудование стоит очень дорого и постоянно нуждается в обслуживании. Времена, когда можно было воткнуть палку в землю и оттуда бил фонтан нефти, давно прошли.
Теперь можно обсудить, почему скважины нельзя просто закрыть, выключив насос, и оставить так до тех пор, пока все не уляжется и ее не надо будет снова включить.
Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?
По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:
- Инфраструктура. Не все страны успеют ее подготовить. К примеру, в США это сделать проще, поскольку автовладельцы обычно живут в частных домах и могут поставить автомобиль на подзарядку на ночь. Еще первые серийные модели электрокаров , выпущенные в 1990-е годы, можно было подключить к обычной американской бытовой розетке. Сегодня возможностей стало еще больше, а в создании городской сети зарядных станций заинтересованы крупные игроки — например, Tesla. В России, как и во многих других странах, условия придется создавать с нуля.
- Политика. Уже 13 стран объявили, что до 2040 года введут запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Остальные государства пока не готовы к таким радикальным мерам. К тому же такие решения могут нанести удар по экономике — например, переход на электрокары в Германии может оставить без работы десятки тысяч человек.
- Технологии. Батареи становятся все более энергоемкими, скорость подзарядки увеличивается, а ключевые компоненты аккумуляторов, например, литий, дешевеют с каждым годом. Развитие технологий позволит электрифицировать общественный транспорт, а также даст толчок микромобильности. Аналитики BNEF полагают, что к 2030 году именно автобусы и двухколесный транспорт, а не легковые авто, составят основную долю рынка EV. С этим согласны и другие эксперты: они считают, что нужно делать ставку на электрификацию транспорта, поскольку им пользуется больше людей, а значит, и потенциальной пользы будет больше.
- Экология. Проблема электрокаров заключается и в отсутствии исследований: пока нельзя точно оценить, как массовый переход на EV отразится на экологии. Электромобиль производит меньше выбросов, чем машина с ДВС, но потребляет электроэнергию, а для ее получения все еще применяются углеводороды. Так, эксперимент Volkswagen показал, что в Германии электрокар будет косвенно производить больше CO2, чем современный дизельный аналог. В странах с большей долей возобновляемых источников энергии результат будет лучше, но не существенно.
Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2. В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов. Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.
Экономика инноваций
Как крупные бренды переходят на производство электромобилей
Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.
Доказательства в пользу возобновляемой нефти
Существует несколько фактов, которые подтверждают версию биогенного возникновения нефти. Так запасы ромашкинского нефтяного месторождения, по предварительной оценке, составляли 710 миллионов тонн нефти. В настоящий момент из него уже выкачано 3 миллиарда тонн, то есть в четыре раза больше, чем предполагалось. Причем по мере разработки и опустошения месторождения качество нефти здесь улучшается, что является парадоксом.
Месторождения в Терско-Сунженском районе начало разрабатываться в 1895 году. К началу ВОВ скважины были законсервированы по причине сильного обводнения. Спустя несколько лет их расконсервировали, так как они вновь стали давать качественную нефть. Ситуация повторилась в 90-х годах — скважины обводнились. Но спустя 10 лет часть скважин опять дает нефть без воды.
В 2009 году было открыто крупное месторождение в Мексиканском заливе. Скважина пробурена с морской платформы до глубины 10 685 м, при этом глубина воды на этом участке составляет 1260 м. В таких условиях нефть не могла сохранять свой состав длительное вемя по причине слишком высоких термобарические условий. Нефтематеринских пород на такой глубине тоже нет. Но откуда тогда нефть?
На Гаити обнаружили крупное месторождение нефти после землетрясения.
В 2010 году на Гаити произошло землетрясение с магнитудой 7 баллов. Спустя несколько дней на острове обнаружили запасы нефти. Ранее эта зона обследовалась и результаты оказались отрицательными.
Подобных ситуаций, которые сложно объяснить с точки зрения органической теории возникновения нефти, существует много. Поэтому ряд ученых, среди которых доктор физико-математических наук Владимир Георгиевич Кучеров, профессор Рената Халлиулович Муслимов, а также многие другие склоняются к абиогенной теории возобновляемой нефти.
Где можно применять графен в будущем?
Есть и еще одно свойство графена: он биосовместим, то есть взаимодействует с живыми клетками. Ученые обещают, что материал поможет диагностировать и лечить рак . Это делают с помощью чипа с графеном, который придает повышенную чувствительность. На поверхность чипа высаживают раковые клетки и тестируют на них различные лекарства.
Такие чипы можно использовать и для тестирования других лекарств, а также — определения биомаркеров: иммуноглобулина, ДНК, нейрональных биорецепторов.
Из графена также планируют делать дешевые солнечные батареи, опресняющие устройства для морской воды, гибкие дисплеи, сверхпрочные бронежилеты, сверхчувствительные микропроцессоры, элементы для беспилотников и космических ракет, телефоны с бесконечной зарядкой и умную одежду.
Для России самым перспективным применением графена могут стать нефте- и газодобыча. На основе графена делают жидкости, которые позволят управлять толщиной и свойствами фильтрационной корки буровых растворов. А еще можно делать полимерные трубы и покрытия для нефте- и газопроводов с применением графена.
Экономика инноваций
Единорог из трубки: фоторепортаж из уникального сибирского стартапа
Одежда и продукты
Легкая промышленность также получила нефтяной рывок вперед. А все благодаря синтетическим тканям (иные непромокаемы, другие быстро сохнут или хотя бы не мнутся). Ну а самые популярные названы «латекс» и «полиэстер». К слову, они способны еще и вытягиваться. Из латекса получаются колготки, лосины, непромокающие костюмы и средства контрацепции. Детям более запоминаются праздничные изделия. Воздушные шарики любых форм и расцветок.
Побочные продукты переработки – часть других современных продуктов. Пищевых. А именно:
-
искусственных протеинов (оказывается, белок тоже можно синтезировать);
-
искусственной ванили («ванилина»);
-
консервантов (самый прижившийся из них – бензоат натрия, он есть почти во всем).
Жвачка во рту, без которой образ 30% людей уже несовершенен – самая что ни на есть нефть. Ведь основным веществом (в отличие от красителя и ароматного сиропа) является латекс.
Результаты вторичной переработки есть в составе пищевых красителей (это канцерогены!).
Логично и последовательно
«Текущий базовый» сценарий предполагает развитие мировой энергетики по существующим тенденциям. В таком варианте энергопотребление вырастет на 25%, доля угля снизится на 20%, а рост возобновляемой энергетики составит те же 20%. Стоимость парниковых выбросов также увеличится, но не настолько, чтобы промышленные предприятия серьезно пересмотрели свою энергетическую инфраструктуру: до $30–50 за тонну. Объем выбросов изменится незначительно. Стоит отметить и небольшой прирост водородной и газовой энергетики. Большая часть транспорта останется бензиновой.
Минус в том, что этот сценарий базируется исключительно на цифрах предыдущих лет, без учета быстроразвивающихся технологий и стартапов. Эксперты считают этот сценарий неблагоприятным для благосостояния людей и экологии.
Такой сценарий вероятен более остальных, по мнению Максима Худалова, руководителя группы оценки рисков устойчивого развития АКРА. «Если плата за выбросы подорожает, развитые страны будут сокращать потребление нефтепродуктов. Но это вряд ли применимо в ближайшее время к развивающимся: углеводороды пока дешевле и удобнее, чем ВИЭ. Вряд ли Индия и страны Африки откажутся от ископаемых энергоносителей». Эксперт также ставит под сомнение бурный рост водородных проектов: «Затраты на перестройку энергетической инфраструктуры — астрономические».
Настоящей причиной публикации этого отчета Максим Худалов называет политику: BP открыто заявила о поддержке зеленых трендов и, возможно, обозначил собственный курс развития.
Конец эпохи
Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko
С Худаловым согласна Мария Белова, директор по исследованиям VYGON Consulting. «В августе компания BP представила новую зеленую стратегию, согласно которой снизит добычу нефти и газа на 40% к 2030 году. Странно было бы прогнозировать рост мирового спроса на нефть, объявив о такой стратегии развития. Так, вместо ежегодного анализа состояния энергетики опубликован глобальный прогноз по отрасли с более длинными и более разнообразными вариантами. Так, BP впервые заглянула в 2050 год и описала три сценария развития».
По мнению аналитика, спрос на нефть не упадет сильно в ближайшие годы: «Допускаем рост потребления выше уровня 2019 года после постпандемического восстановления экономик до 2025–2026 годов. Далее спрос снизится». Таким образом, истинное положение дел будет средним между «Базовым» и «Быстрым» сценариями.
Почему же графен до сих пор не изменил нашу жизнь?
Во-первых, он все еще очень дорогой. При этом пока нельзя однозначно посчитать, сколько его нужно и для каких целей. Для этого материала нет единой шкалы измерения, так как он может иметь разную структуру — в зависимости от способа получения.
- 1 грамм чистого графена, который используют в электронике, стоит около $28 млрд.
- 1 грамм графена, смешанного с пылью — около $1 тыс.
Во-вторых, массовое производство графена пока не налажено, потому что нет технологий, которые бы позволили бы это: например, сложные электронные устройства с графеном делают вручную. Для графена нужна какая-то подложка — например, кварцевая — которая и определяет свойства конечного продукта. При этом пока еще не совсем понятно, какие именно это должны быть свойства.
Старые гаджеты — это «склады» полезных ископаемых
Положение не улучшается вследствие частой замены пользователями мобильных телефонов, срок службы которых в среднем составляет два года. Например, в Европе только в Германии, по данным Федеральной ассоциации по информационным технологиям, телекоммуникациям и новым медиа (Bitkom), в шкафах и ящиках хранятся около 125 млн неиспользуемых старых устройств.
Во время переработки старых гаджетов такие металлы, как медь, серебро, палладий и золото практически полностью восстанавливаются для повторного использования. Количество редкоземельных элементов в старых устройствах, напротив, весьма мало, поэтому их добыча шахтным или открытым способом до сих пор является более рентабельной. С учетом реализованных на сегодняшний момент компанией Apple около 1,3 млрд устройств iPhone, речь идет уже о многих тысячах тонн кобальта.
Защита ливневых стоков
При грамотном проектировании завода количество потенциальных аварий минимально. В таком случае даже нет необходимости в применении дополнительных мер.
Так, например, расположение контейнеров с нефтепродуктами на непроницаемой поверхности с уклоном позволит собирать возможные утечки в одном регулируемом месте.
Правда, на многих предприятиях в таком месте расположена ливневка, в которую также стекает дождевая вода. Получается, что природные осадки собираются с нефтепродуктами и попадают в почву.
Зеленая экономика
Потоп в Москве: могли ли его причиной стать одноразовые маски?
Чтобы этого избежать, предприятие может использовать специальные дренажные покрытия, которые быстро герметизируют стоки и предотвращают просачивание нефтепродуктов.
Существует много методов по устранению разливов, очистке вод суспензиями, диспергентами и бактериями, но все эти методы не могут восстанавливать экосистемы, которые уничтожаются с каждой аварией.
Поэтому нефтяным компаниям важно постоянно контролировать исправность всего оборудования, иметь достаточный резервный фонд для предотвращения утечек и постоянно внедрять инновации, которые сведут до нуля возможность возникновения новой техногенной катастрофы. Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Топливный плюрализм
В середине 2010-х годов многие страны официально заявили — будущее за электромобилями. Они обещали сократить объемы производства машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), предлагали льготы владельцам электрокаров и даже вводили ограничения на использование бензиновых и дизельных авто на отдельных улицах. Впрочем, большинство планов будут реализованы не раньше 2025 года. А пока автомобильная отрасль хоть и меняется, но не так стремительно, как прогнозировал Илон Маск и другие сторонники авто на электротяге.
Данные за первый квартал 2020 года показывают, что в большинстве стран Европы до сих пор преобладают автомобили на бензине и дизеле. Исключение — Норвегия, в которой доля электрокаров от общего числа новых машин уже превышает 50%. Альтернативные виды топлива в ЕС пока редкость — они занимают всего 1,9% рынка. При этом популярность автомобилей на газе и этаноле упала с апреля по июнь на 50%.
В российском топливном рейтинге также пока лидируют бензин и дизель: по данным «Автостата», менее 6% автовладельцев пользуется пропаном и метаном, а также другими видами топлива — в эту категорию попадают и электрокары.
Зеленая экономика
В чем плюсы и минусы электрокаров в России
А вот в Латинской Америке альтернативное топливо пользуется большим спросом. Например, в Бразилии машины на этаноле не уступают по популярности бензиновым авто. Интересно, что ставку на биотопливо из сахарного тростника государство сделало еще в 1970-е годы, впоследствии госпрограмму постоянно корректировали, учитывая колебания цен на бензин. Если он дешевел, цены на этанол тоже снижались. Также в 1990-е власти поддержали развитие FlexFuel-автомобилей, которые можно заправлять как смесью бензина и этанола, так и чистым бензином.
Пример Бразилии показывает — вектор развития топливного рынка можно менять, но для этого недостаточно одной госпрограммы или однократного введения льгот. Это подтверждают кейсы других стран, которые запускали инициативы в поддержку электрокаров, но со временем сворачивали проекты или ограничивали их применение.
Так, в конце 2019 года Tesla достигла порога в 200 тыс. проданных электромобилей на рынке США — после достижения этого лимита покупатели получать налоговые бонусы. Льготные периоды подходят к концу и в других странах: например, в Китае размер субсидий на покупку электрокаров с каждым годом. В 2020 году он уменьшится на 10%, а в 2022 году — уже на треть.
На тенденции в отдельных странах влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры (наличие АЗС и станций подзарядки) и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной.
Футурология
Футуролог Кирилл Игнатьев — о перспективах электромобилей
Часть развитых стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, но многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления. Разберемся, какие виды топлива укрепят свои позиции в будущем и почему электрокары — это не панацея.
Зачем это Китаю
Казалось бы, какая разница, если криптоэнтузиасты (ну или солидные дядьки-бизнесмены) майнят разные коины и приносят доллары в страну. Но поведение руководства Китая — это не просто российское «запрещаем, потому что можем». У них есть три мотива:
- Китай старается стать экологически чистой страной. И подписал по этому поводу несколько международных договоров. Си Цзиньпин в прошлом году заявил, что страна намерена достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году, потом пойти на снижение, и достичь углеродной нейтральности к 2060-му. Но биткоин в одиночку угрожал сорвать эти планы. Ожидалось, что без политических вмешательств годовое потребление энергии блокчейном в Китае к 2024 году составило бы 300 ТВт·ч, (это больше, чем все потребление Британии, и треть российского). Это привело бы к выбросу лишних 130 млн тонн углерода.
- Власти Китая считают, что операции с криптовалютами могут стать причиной вывода денег из страны. В сентябре они заявили, что биткоин, эфир и другие цифровые валюты нарушают работу финансовой системы и используются для отмывания денег преступными группировками.
- Возможно, главное — Китай рассматривает криптовалюты как угрозу своему суверенному «цифровому юаню», который как раз недавно перешел в новую экспериментальную стадию.
Цифровой юань — электронные деньги, которые выпускаются Народным банком Китая и стоят столько же, сколько и обычные бумажные банкноты в КНР. Работа по введению цифровой валюты началась в конце 2019 года. Ее тестировали в городах Шэньчжэнь, Сучжоу, Чэнду и новой экономической зоне Сюнъань недалеко от Пекина. В октябре 2020 года сюда добавились города Шанхай, Чанша, Сиань, Циндао, Далянь и провинция Хайнань. А с этого ноября пилотный проект выходит уже на всю страну.
После запрета биткоина успех e-CNY теперь гарантирован. Уже открыто 21 млн частных и 3,5 млн корпоративных кошельков с цифровыми юанями. Общий объем операций составил 34,5 млрд юаней (около $5,3 млрд). Правительство очень активно проталкивает свой проект. В тестовых городах ими оплачивают коммунальные платежи и платят штрафы. Для людей организовываются лотереи: 200 тысяч граждан уже получили бесплатно по 200 цифровых юаней.
«Слишком свободному» биткоину места во внутренних делах Китая не остается. Его выгнали из страны в рекордно короткие сроки.
Как это происходило
Потребовалось всего несколько месяцев, чтобы майнеры полностью исчезли из Китая. При том, что в сентябре 2019-го на страну приходилось 75,53% мировой добычи криптовалюты.
Но потом биткоин начали поливать в новостях — спрашивая, а так ли он выгоден, и рассказывая, как за рубежом им прикрываются наркоторговцы. Запретили ICO и криптобиржи. Умные дельцы быстро поняли, куда дует ветер. Доля Китая в майнинге снизилась до 46% к апрелю 2021-го — еще до того, как были обнародованы новые меры правительства. Кстати, независимые данные по странам собирает Cambridge Centre for Alternative Finance (CCAF), их графики можно посмотреть здесь.
Речь высокопоставленного чиновника 21 мая просигналила о приближении более серьезных репрессий. Китайские майнеры бросились на выход. Мировые мощности по добыче биткойнов упали на 30% уже к началу июня. Говорят, сотни предпринимателей грузили айсики тоннами (!) на грузовики, и почти за ночь переезжали в соседние страны — Казахстан и Россию.
К июлю хешрейт биткоина упал больше чем на 50%. Но потом, как показывают данные CCAF, началось восстановление. Майнеры успешно перезапустили свои операции в других странах. И сейчас добыча уже вплотную подходит к майским значениям.
Главным победителем такой волны миграции оказались Соединенные Штаты, доля которых в мировой добыче выросла с 17% в апреле до 35% в сентябре. На втором месте — Казахстан, с 18% вместо 8%. На третьем — Россия, чья доля хешрейта выросла с 6,8% до 11,2%.
Что на самом деле обязаны делать нефтяные организации
По данным МЧС во всех местах хранения и добычи нефти должны быть собственные подразделения для ликвидации разливов. Также компании обязаны проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами.
В случае разлива организации обязаны немедленно оповещать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления и организовывать работу по их локализации и ликвидации. Для этого у них обязательно должен быть резерв финансовых средств и материально-технических ресурсов.
Практика
Облачный гейминг
Это способ запуска компьютерных игр, при котором они открываются на удаленном сервере, а не на устройстве пользователя. Он работает по модели стриминга: сервер передает аудио- и видеопотоки геймеру. При этом пользователь управляет персонажем со своего устройства. «Облачным геймерам» не нужно постоянно тратиться на дорогостоящее обновление компьютера, чтобы он соответствовал последним требованиям игровой индустрии. Самые требовательные игры можно с минимальной задержкой запустить с любого устройства — даже с телевизора. Технологию называют одной из главных современных разработок: к 2024 году рынку облачного гейминга прочат десятикратный рост до $450 млн.
Индустрия 4.0
Как облачный гейминг изменит индустрию развлечений — что важно знать
Компьютерное зрение
Это область искусственного интеллекта, связанная с анализом изображений и видео. Системы состоят из фото- или видеокамеры и специализированного программного обеспечения, которое идентифицирует и классифицирует объекты. Они способны анализировать образы (фотографии, картинки, видео, штрих-коды), а также лица и эмоции. По данным исследования TAdviser, с 2018 по 2023 год объем отечественного рынка решений в этой сфере увеличится в пять раз до 38 млрд рублей. Технологию можно использовать в вопросах безопасности, промышленности, медицины, торговли, образования, досуга, финансов, транспорта и многих других сферах.
Индустрия 4.0
Что такое компьютерное зрение и где его применяют
Компьютерные симуляторы
Когда цена ошибки высока, а катаклизмы и кризисы повышают ставки, нужно прокачивать умение действовать в условиях неопределенности, желательно — в безопасной обстановке. Это можно делать в симуляторах — виртуальных «лабораториях» для принятия решений. Они ощущаются как погружение в реальность и отражают ее противоречия. В них не может быть единственно правильного решения, потому что у любого решения есть цена и негативные последствия. В них могут тренироваться специалисты естественнонаучных и технических областей, управленцы, военные и медицинские работники.
Экономика образования
Как компьютерные симуляторы помогают в обучении менеджеров
CRISPR и генная терапия для увеличения продолжительности жизни
Сегодня на планете живет около 7,8 млрд человек, примерно 9% из которых — старше 65 лет. Однако уже сейчас существуют технологии, способные если не остановить процесс старения, то хотя бы замедлить его. Генная терапия — технология, с помощью которой генетическая конструкция вводится в определенные клетки тела, в которых гены отсутствуют или неправильно работают. Второй метод, CRISPR-Cas9, позволяет редактировать (например, вырезать и вставлять) последовательности ДНК в клетках. Он является нашим главным оружием в борьбе с генетическими заболеваниями
Что важно, эта технология становится все более дешевой, быстрой и простой в использовании
Футурология
Какие технологии могут продлить жизнь уже сейчас. Блог Питера Диамандиса
Клеточные технологии в создании еды будущего
Клеточное сельское хозяйство — лишь один из способов передать производство продовольствия в другие руки. Человечество уже научилось делать мясо, рыбу, молочные продукты без использования животных. При этом мясо можно выращивать не только из животных клеток, есть ученые, которые создают мясоподобные белки из растений. Характеристики этих продуктов почти полностью воспроизводят традиционные аналоги по своему составу. А генное редактирование применяется для увеличения объемов выхода продуктов.
Футурология
Наше питание устарело: еда будущего будет из пробирок и биореактора
Грязный секрет Apple: разработка РЗЭ в Китае сильно вредит экологии
Думаю, это очевидно, что без китайских РЗЭ производство iPhone просто невозможно. Причем, риск того, что Apple когда-нибудь лишится возможности покупать нужные редкие металлы в Китае, вполне реален
Однако в этом контексте существует еще одна огромная проблема, которую нельзя обойти вниманием. Это влияние добычи РЗЭ в Китае на экологию
Сама Apple очень гордится своей политикой в области охраны окружающей среды. Те пользователи, которых волнует вопрос об экологических последствиях работы компании, могут найти успокоение на сайте Apple, посвященном ее экологической культуре. Там говорится, что производитель iPhone «…без устали трудится над сокращением своего влияния на изменения климата, ищет способы применения экологических материалов и стремится к сохранению ресурсов, которые всем нам нужно беречь». Следующая иллюстрация была создана компанией в доказательство того, что с каждым новым поколением компьютеры Mac потребляют все меньше электроэнергии в спящем режиме.
Эта картинка действительно может заставить нас поверить, что разработки Apple в течение долгих лет, наконец, привели к тому, что сама компания и ее потребители значительно сократили объемы выброса углерода при создании и использовании продукции Apple.
Тем не менее, никто не трубит на каждом углу, что для реализации данной великой цели производитель iPhone увеличил масштабы применения РЗЭ в своих продуктах. Именно за счет этого обеспечивается рост эффективности и производительности работы гаджетов при уменьшении их размеров. Однако цена такой оптимизации кроется в огромном уроне, который наносит китайская индустрия производства РЗЭ окружающей среде.
Те, кто интересуется работой китайской индустрии РЗЭ, могут ознакомиться с трудом Синди Херст «Китайская индустрия РЗЭ: чему может научиться Запад?» (2010). В этой книге есть короткая глава, посвященная серьезнейшим проблемам с экологией, возникающим в данном контексте. В ней автор приводит выдержку из статьи, опубликованной Китайским сообществом редкоземельных металлов.
Госпожа Херст пришла к следующим выводам. Во-первых, производство РЗЭ загрязняет сточные воды настолько, что это наносит ущерб сельскому хозяйству и простым людям в их повседневной жизни. Во-вторых, добыча одной тонны РЗЭ в результате приводит к производству и 2 тыс. тонн отвала (шахтных отходов). В-третьих, радиоактивный торий сбрасывается в Желтую Реку, из которой набирают воду для питья примерно 150 млн человек.
Как же к данной проблеме относятся сами китайцы? Оказывается, для ее решения не делается почти ничего. Китайские компании, в отличие от западных, не отвечают за смерти своих работников по причине экологической опасности. Так что у них нет мотивации для бережного отношения к экологии или для обеспечения более безопасных условий труда для работников (к примеру, предотвращения развития у них пневмокониоза, или запыления легких). Иногда китайских производителей все же побуждают обеспечивать более безопасные условия работы и беречь экологию. Но поскольку земли, на которых функционируют производства, находятся в государственном владении и сдаются в аренду, страх конфискации приводит к совершенно другой позиции. Компании стремятся выжать из земли максимум продукта (и, соответственно, прибылей) за кратчайшие сроки. Конечно, в таких условиях мало кто заботится об окружающей среде.
Так что нашим глазам предстает гораздо более печальная картина, чем та, что рисует Apple для своих инвесторов и потребителей. В этом контексте политика компании из Купертино заключается в расхожей фразе «Я этого не вижу, значит, этого нет».
Что такое бактерии
Бактерии — это одноклеточные микробы без ядра, одни из самых древних обитателей Земли: они живут на нашей планете более 3 млрд лет. Микробы (микроорганизмы) — все существа, не видимые невооруженным глазом. Микроорганизмы сделали наш мир пригодным для жизни. Анаэробные бактерии (не требующие кислорода) в результате фотосинтеза начали обогащать атмосферу кислородом — так жизнь смогла выйти из воды на землю.
Бактерии, как и вирусы, грибы и другие простейшие, — отдельная группа существ. Они подразделяются на пять групп в зависимости от их формы:
- сферические (кокки),
- стержневые (бациллы),
- спиральные (спириллы),
- запятые (вибрионы),
- штопорные (спирохеты).
Они могут существовать как отдельные ячейки, так и парами, цепочками или кластерами.
Различные формы бактерий. Источник
Тема бактерий огромна, их можно изучать в любой сфере деятельности человека, но в этот раз разберемся с их местом в технологическом и экологическом прогрессе.
Как происходит переработка нефти
Дело в том, что в сыром виде нефть не используется. Сразу после добывания «черное золото» проходит определенную переработку. На первом этапе сырье очищают. Затем проводят первичную и вторичную переработку. При первичной нефть перегоняют, разделяя ее составляющие компоненты на отдельные части – фракции. На этом этапе получают разные виды топлива: бензин, солярку, дизельное и реактивное топливо. Это и есть ответ на часто задаваемый вопрос о том, как из нефти делают бензин. Также во время переработки получают сжиженный газ, мазут, смазочные материалы – вазелин, гидравлические и электроизоляционные масла и т. д. Много полезных продуктов производят при последующей переработке мазута. Так, из этого нефтяного остатка изготовляют парафин, битум, жидкое котельное топливо, асфальт и многие масла.
Многие компоненты, полученные при первичной переработке нефти, применяются производителями косметики: вазелиновые и парфюмерные масла, петролатум, пропиленгликоль и т. д. После отделения фракций остается гудрон – нефтяной концентрат, который обладает отличной гидроизоляцией, поэтому используется в строительстве дорог и домов.
Когда все составляющие отделены, приступают к вторичной переработке нефти. На этом этапе структура ее углеродов изменяется. При этом получают сырье, которое используют для производства каучука, пластмассы, синтетических тканей, резины, полиэтилена, полимера, полипропилена, воска, лаков, красок, растворителей, ядохимикатов.