Фильм «Метрополис» (1926) — первый «фантастический прорыв»
«Метрополис» 1926 года по праву можно считать первым фильмом, в котором спецэффекты стали настоящей «бомбой». Режиссер без особого труда смог великолепно передать атмосферу города из будущего, однако и тут были свои технические особенности. В данном фильме впервые был применен эффект Шюффтана, который назвали в честь изобретателя Эжена Шюффтана. Суть его заключалась в создании комбинированного изображения с помощью зеркальной системы. Это позволяло изображать несуществующие миры и легко вписывать в них актеров.
В те годы картина «Метрополис» была одной из самых сложных и дорогих (на территории Германии). Можно сказать, что это был первый серьезный вызов Голливуду. Но стоимость производства была слишком высока и сильно превышала бюджет. Студии Universum Film AG не оставалось ничего, как задолжать у голливудской компании «Gunning». Американцы сразу узнали об эффекте Шюффана и стали массово использовать его во всех своих фильмах до 1950 года, пока на смену не пришли новые, более совершенные технологии.
«Терминатор 2: Судный день»
В 1989 году Джеймс Кэмерон снял фильм «Бездна», в одной из сцен которого инопланетяне манипулируют водой, чтобы вступить в контакт с людьми — и столб воды принимает форму человеческого лица. Эффект выглядел действительно здорово, но на создание 75-секундной сцены ушло полгода. Эта технология пригодилась Кэмерону три года спустя: в «Терминаторе» появляется робот Т-1000, состоящий из жидкого металла и способный менять форму. Помимо этого несомненно крутого эффекта, который в 1991 году обсуждали все, «Терминатор 2» был настоящим прорывом для компьютерной графики в фильмах: это был первый фильм, в котором персональный компьютер использовался для создания 3D-эффектов, первый фильм, в котором была использована технология «захват движения» (motion-capture) и первый фильм, в котором присутствовал персонаж, частично сгенерированный на компьютере.
Кто эти люди
Пока супруга Марша заканчивала редактуру скорсезовского «Таксиста», Лукас отправился в Лос-Анджелес, чтобы провести масштабный кастинг «Звездных войн». Более всего его пугала встреча с молоденькими красотками, среди которых он должен был выбрать ту единственную, которая сыграет Лею. Марша тоже волновалась за инфантильного и несмышленого муженька, который, как тогда казалось, мог запросто оказаться в постели с какой-нибудь «девушкой месяца». Но Лукас был непреклонен, намного позже заявив: «Жизнь коротка, чтобы размениваться на такие пустяки, как интрижки с молоденькими красавицами».
Лукас сразу решил, что фильм обойдется без звезд. Это с одной стороны должно было сократить бюджет, с другой — снять кино с непремелькавшимися лицами. Лукас считал, что в сказке, как он называл «Звездные войны», не должно быть страсти, секса, похоти и других желаний, которые так или иначе возникают у зрителей, когда они видят на экране кинозвезд. На роль Люка пробовались сотни актеров, одним из которых был молодой Брюс Бокслейтнер, который много лет спустя появился в культовом научно фантастическом сериале «Вавилон-5» в роли капитана Джона Шеридана. Но Лукас, увидев юношеское и очень светлое лицо Хэмилла, утвердил его на роль главного положительного героя.
На роль Леи пробовались главные старлетки Голливуда того времени, среди которых были Джоди Фостер и Эми Ирвинг, но роль в итоге досталась Кэрри Фишер. Хана Соло в итоге сыграл старый знакомый Лукаса по «Американским граффити» Харрисон Форд, хотя на роль контрабандиста также пробовались многие молодые звезды 70-х — от Курта Рассела до Сильвестра Сталлоне. Единственным актером с именем, которого все-таки пригласили в фильм, стал оскароносный Алек Гиннесс, сыгравший Оби-Вана Кеноби.
Писать музыку, которая в последствии станет не менее популярной, чем фильм, Лукас по совету Спилберга пригласил набирающего популярность Джона Уильямса. Но с одним условием: Уильямс должен был забыть про свои минималистичные штучки из «Челюстей» и сочинить что-то по-настоящему грандиозное. Уильямс согласился и, впечатлившись музыкальной темой из фильма «Кингс Роу» 1942 года с будущим президентом США Рональдом Рейганом в главной роли, написал ставшую суперзнаменитой заглавную тему. Уже тогда было понятно, что Уильямс — уникальный кинокомпозитор, который способен написать шлягер для фильма любого жанра. И его саундтрек к «Звездным войнам» — местами пышный и торжественный, а местами мрачный и тревожный — идеально дополнил фильм Лукаса и по-прежнему считается одним из самых известных в истории кино.
Зарождение голливудского кино
Первая калифорнийская студия была создана в 1911 году компаний под названием «Нестор». Через три года начинается строительство более фундаментальных студий, прежде всего, благодаря активному участию в проектах фирм, которые входили в следующие компании кинопатентов: «Biograph», «Vitagraph».
Так как американская кинопромышленность, в основном, ориентировалась на массового зрителя и требовала создания ярких и «зрелищных» фильмов, которые приносили бы большую прибыль, на первый план начали выходить не режиссеры, а звездные актеры и продюсеры.
Но развитие американского кинематографа не всегда было успешным. Столкновения разных тенденций и направлений, частые разорения и возрождения студий и их постоянное объединение деструктиво влияли на развитие голливудского киноискусства.
«Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца»
Долгое время технология motion-capture работала очень просто: актера одевали в смешной обтягивающий костюм, обвешивали шариками, снимали в отдельном павильоне на зеленом экране, компьютер фиксировал его движения, а потом поверх этих движений можно было нарисовать любую 3D-модель. По мере развития кинотехнологий реальный и виртуальный мир продолжили сближаться, компьютерных персонажей становилось все больше — и стало попросту неудобно неудобно снимать реальных актеров в декорациях, а потом компьютерных актеров в отдельном павильоне. Industrial Light & Magic исправили ситуацию в середине 2000-х: для второй части «Пиратов Карибского моря», той самой, где появляется Дейви Джонс, пират с щупальцами на лице, они придумали технологию имокэп (Imocap). По сути это традицонный motion-capture, но совмещенный с традиционными съемками. Актеры, как обычно, надевают обтягивающий костюм с шариками — но ходят среди декораций со всеми остальными, их снимают несколько камер, а художники по спецэффектам потом естественно вплетают их в фильм.
Тогда: Новаторы во всем!
Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Тому свидетельство тонны сувенирной продукции с символикой StarWars и присутствие персонажей из мира в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.
Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4,5,6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала ряд своих — ставших эталоном для производителей качественных фантастичных лент 80-х, 90-х.
Джедаи сами себе не помогутДля джедаев настали тяжелые времена. Но одна хрупкая девушка наверняка сможет все исправить, ведь с ней — Сила
Многие сцены из «Новой Надежды» и до сих пор не вызывают недоверия. Например, кадры где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций была использована самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».
Дальнейшее развитие
В 1876 году французский ученый и профессор Этьен Маре изобретает фоторужье. Работало оно следующим образом: в него заправлялась лента, которая подавалась благодаря лентопротяжному механизму, работающему на бумаге.
В 1877 году русский ученый Болдырев изобретает целлулоидную пленку. После модернизации своего изобретения, Маре создает фоторужье, способное использовать эту самую пленку.
Фотография стала очень популярна — в каждом доме был свой фотоальбом, в котором хранились важные и дорогие сердцу фото. Патентные бюро того времени были просто-напросто завалены заявками на создание «живой» фотографии.
1876 год стал знаменательным для развития кино. В Париже появляется кадровый кинематограф. Его изобрел Эмиль Рено и назвал свое творение оптическим театром. Прибор представлял из себя разработанный более двухсот лет тому назад волшебный фонарь, но в «большом масштабе». Через фонарь проходила пленка и ,таким образом, создавался своеобразный театр кадров, которые показывались друг за другом на большом экране: 100, 90 или 80 картинок в зависимости от продолжительности сюжетной линии. Для постановок приглашали специального актера, который озвучивал все действия, происходящие на экране. Уже через несколько лет в Париже было создано около 12 таких театров. Следует также отметить, что пользовались они невероятным успехом.
Вот небольшой пример фильма, показываемого в парижских театрах того времени: молодая девушка читает книгу. К ней подходит парень, начинается диалог. Затем молодой человек берет девушку за руку и ведет пообедать. Спустя несколько встреч влюбленные женятся. Изображается свадьба, альтарь. После чего их сопровождают на пароход и отправляют на медовый месяц в Африку. Кратко показывается и описывается их путешествие. Через 2 недели супруги возвращаются, их уже ждут родители. Иллюстрируется белый кадр. Вот девушка опять сидит на скамейке, поднимает книгу – это был сон…
Премьера и фурор
В среду 25 мая 1977 года Марша и Джордж Лукас пошли перекусить в заведение «Гамбургер Хэмлит» в Лос-Анджелесе. Они так много работали в последние несколько недель, что по легенде напрочь забыли о том, что на этот день была назначена американская премьера «Звездных войн». «Гамбургер Хэмлит» располагался на голливудском бульваре, напротив знаменитого «Китайского театра» (там сейчас проходит церемония вручения «Оскаров»). Подойдя к заведению, они увидели, что перед кинотеатром собралась огромная толпа — не меньше тысячи человек. Движение было перекрыто, со всех сторон подъезжали лимузины, простые зрители сходили с ума. Лукас много лет спустя говорил, что только увидев эту толпу, он понял, что «Звездные войны» могут стать хитом.
Впрочем, фантастические фильмы никогда не срывали голливудскую кассу до того времени. Но как бы то ни было, чета Лукас вздохнула с облегчением — фильм окупится, судя по ажиотажу, а в следующие прокатные недели уступит новым премьерам. С этой мыслью они укатили в отпуск на Мауи. По приезду они проверили автоответчик — сотни звонков от студийных начальников, агентов и еще бог пойми кого. Сообщения были примерно одного содержания — Лукасу советовали посмотреть новостные выпуски. Постановщик включил телевизор и обомлел: по всем каналам шли сюжеты о невиданных очередях на показы «Звездных войн». Люди сходили с ума, перепродавали втридорога билеты на фильм или, наоборот, ходили по несколько раз — в общем, творилось настоящее безумие.
Спустя три месяца пришли отчеты — «Звездные войны» преодолели 100-миллионную отметку. Лукас понял, что стал богачом, что у него все получилось. Но, как позже признавался постановщик, он в полной мере почувствовал триумф позже, когда ему домой пришла телеграмма от Копполы, который в Азии в муках доснимал «Апокалипсис сегодня». В ней была всего одна фраза — «Вышли денег. Френсис».
Голливуд, «Ленфильм» и «Мосфильм»: развитие кино как индустрии
До 1910-х Голливуд был поселком в пригороде Лос-Анджелеса. В 1911 году компания «Кентавр» из Нью-Джерси арендовала заброшенную придорожную закусочную, которую обустроили под киностудию и дали название «Студия Нестор». Это здание впоследствии стало «Кинолабораторией Голливуда».
Через три года – в 1914-м – тут был снят полнометражный художественный фильм «Муж индианки». Создателями выступили Сесил Б. ДеМилль и Оскар Апфель. Голливуд стал набирать обороты как центр кинопроизводства. В 1958 году появилась знаменитая Аллея Славы.
В СССР кинематограф развивался своим путем. Одной из старейших советских киностудий считается «Ленфильм» – в 1914 году она возникла как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета (благотворительное учреждение для выдачи пособий больным и раненым воинам).
В 1923 году объединились два ведущих киноателье – Ханжонкова и Ермольева. В 1924-м вышел их первый совместный фильм – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Это считается началом работы киностудии «Мосфильм».
Как целая индустрия кино начинает развиваться в 1920-х. Тогда появляются и первые продюсеры (а не только режиссеры). В это время успехом пользуются комедии – в том числе немые фильмы с Чарли Чаплином в главной роли. В Европе экспериментируют с жанрами – немецкий экспрессионизм и французский авангард. В Германии снимают фантастический «Метрополис» и хоррор-триллер «Кабинет доктора Калигари», а во Франции ужастик «Андалузский пес» и биографическую драму «Страсти Жанны Д’Арк».
Свои ленты создают и в Советском Союзе. Это начало режиссерской карьеры Сергея Эйзенштейна – культовой фигуры в истории кино. Он изучал монтаж и внедрял новые приемы монтажа и съемки. В 1925 году вышел на экраны «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. В то же время работает и Всеволод Пудовкин – кроме практической деятельности, он занимался теорией кино. В дальнейшем его труды стали учебными пособиями для кинематографистов. В 1926 году мир увидел фильм «Мать», снятый по роману Максима Горького. Спустя год ленту показали в Париже.
Одним из основателей советской школы кино, который стоит наравне с Эйзенштейном, считается Лев Кулешов – в 1929 году была опубликована его книга «Искусство кино». В ней был, например, описан «эффект Кулешова» – монтажный прием, который заключается в сопоставлении двух кадров.
Начинаются 1930-е. Появляется цветное кино. В Голливуде господствуют шесть киностудий: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Warner Brothers, 20th Century Fox, Universal Pictures и RKO Pictures. Давайте по порядку.
Дороти Арзнер – единственная женщина-режиссер в Голливуде 1930-х годов.
Getty Images
MGM – это такие фильмы, как «Гранд-отель» (получивший «Оскар»), «Волшебник страны Оз», «Унесенные ветром». Paramount Pictures снял «Шанхайский экспресс», «Знак креста» и «Марокко». WB – «Враг общества», «Парад в огнях рампы» и гангстерские картины. 20th Century Fox сначала выпускала доброе семейное кино, затем и серьезные драматические ленты – «Как зелена была моя долина», «Все о Еве» и детектив «Джентльменское соглашение». В то время Universal занималась хоррорами – «Дракула», «Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Лондонский оборотень» (получается, что большинство «классических» монстров в кино нам подарила именно Universal Pictures еще в XX веке). RKO Pictures мы знаем благодаря комедии «Воспитание крошки» и фильмам «Кинг-Конг» и «Гражданин Кейн».
В СССР в этот период выходит «Гибель сенсации» Александра Андриевского – одна из первых советских антиутопий о том, как роботы, призванные помогать человеку трудиться, вытеснили людей. Пудовкин продолжает снимать на «Мосфильме».
В послевоенные годы появляется так называемое независимое кино – небольшие студии, которые пытаются соревноваться с Голливудом и создавать собственные направления в искусстве (пример – итальянский неореализм). В Голливуде же блистает Мэрилин Монро – «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера».
В 1950-х продвигается новый – широкий – формат CinemaScope. А в конце 1970-х кинематограф создает удивительную фантастическую историю «Звездные войны» – воплощение смелой идеи молодого режиссера Джорджа Лукаса.
Появление звука
Еще до начала 20 века Томас Эдисон работал над синхронизацией «кинетоскопа» с фонографом, однако все попытки сделать это оказались тщетными. Но его работа не была проделана зря. В последствии Уильям Диксон (соавтор Томаса) утверждал, что ему уже в 1889 году удалось сделать кинетофонограф – прибор, благодаря которому может воспроизводиться звук и изображение одновременно. Однако на сегодняшний день не существует доказательств, которые бы подтвердили его слова.
Вообще, в ранний период кинематографа было совершено множество попыток воссоздать звуковое кино. Ученые и профессора со всего мира работали над данной задумкой, однако все сталкивались с двумя главными проблемами: невозможность в синхронизации изображения и звука и слабая громкость последнего. Несмотря на это первая проблема была решена путем записи и изображения и звука на один и тот же носитель, но вот для решения второй проблемы требовалось создание усилителя низкой чистоты. Произошло это спустя более 20 лет — в 1912 году, когда киноязык был развит настолько, что отсутствие звука начинало восприниматься как серьезный недостаток.
Несмотря на то, что патент на систему звукового кинематографа (которая в результате совершила звуковой «бум») был получен в 1919 году, кинокомпании даже не собирались использовать его и давать кино «заговорить». Такие регрессивные действия совершались лишь для того, чтобы избежать удорожания стоимости проката и производства фильмов. Но «прорыв» все же произошел — 17 сентября в Берлине мир увидел первый фильм, имеющий звук.
В 1925 году известная на сегодня компания Warner Brothers, которая в тот момент находилась на грани полного банкротства решила пойти в «all in» и вложилась в рискованный звуковой проект. Именно это и позволило компании выпустить в 1926 году несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных сценок, но особым спросом они не пользовались. Удачным стал лишь фильм «Певец джаза», в котором присутствовали музыкальные номера Эла Джонсона, а также его реплики. Как результат, 6 октября 1927 года (день премьеры данного фильма) стало принято считать днем рождения звукового кино.
Татуин на Земле или где снимали первую часть
Так как на момент съёмок фильма о компьютерной графике и программах для монтажа видео ещё не шло и речи, создавать антураж вымышленных планет пришлось посредством декораций и правильного выбора места съемки.
Значительная часть действий четвёртого эпизода космической саги происходила на планете Татуин. Это негостеприимная и неплодородная родина Люка Скайуокера представляет собой огромную пустыню, самое оживлённое место которой – космопорт Мос-Айсли.
Подходящие для съёмок локации нашлись в Тунисе. Интересно, что город, где снимали «Звёздные войны», называется Татавин, и именно в честь него планета получила имя Татуин. Местность переделывали под фантастический Мос-Айсли более двух месяцев. Из-за ограничений в бюджете вся съёмочная группа питалась очень скромно, а перелёты даже самого режиссёра совершались только эконом-классом. После завершения съёмок декорации оставили на месте, и многие годы они притягивали толпы туристов.
Город Татавин в Тунисе стал прообразом Татуина
Работа над фильмом в пустыне сама по себе представляла большую сложность. Песок попадал в механизмы роботов, из-за чего они постоянно выходили из строя. И это не говоря уже о температурных условиях, в которых актёрам приходилось трудиться по много часов. Зато в конечном итоге получилось создать потрясающую атмосферу сурового края, где властвуют преступность и дикие народы.
THX-1138 и «Американские граффити»
Ненависть к голливудским студиям у Лукаса была столь же сильна, как и у любого режиссера его поколения. Как и Коппола, Скорсезе или Фридкин, Джордж мечтал снимать умное авторское кино. Он рос в очень сложные для США 60-е — убийства Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, война во Вьетнаме, постоянное соперничество с СССР, которое, как тогда казалось, вот-вот должно перерасти в ядерную войну. Как и Спилберг, он не был активным пацифистом или хиппи, никогда не интересовался политикой, но все происходящее в стране, безусловно, отразилось на его раннем творчестве.
Его полнометражный дебют «ТНХ-1138» — холодная, «металлическая» антиутопия — это во многом отражение страхов, которыми было пропитано американское общество того времени. История человека под именем THX-1138, который восстает против тоталитарного общества, управляемого компьютерами, в далеком 25-м веке. В отличие от всех последующих Лукаса фильмов, эта картина выполнена в очень мрачном, пессимистическом стиле, присущем новому Голливуду 70-х. Умная научная фантастика всегда шла со скрипом в американском прокате, и «ТНХ» не стал исключением — фильм с треском провалился. К тому же, во время работы над ним Лукас окончательно разочаровался в работе со студиями — перед самым прокатом в Warner Bros. перемонтировали фильм и выпустили на экраны в новом виде без ведома постановщика. А после провала мрачного «ТНХ» твердо он решил снять что-то жизнеутверждающее — фильм, который бы заметно отличался от всего, что выходило в то время в Голливуде.
Этой картиной стали «Американские граффити». Историю о нескольких молодых людях, которые живут в небольшом американском городке и готовятся к переходу во взрослую жизнь, Лукас взял из своего детства. «Я решил снять кино про свое поколение. Но не про то, как всем живется плохо, а про то, что всегда есть надежда на лучшее», — говорил он. Как и «ТНХ-1138», новый фильм продюсировал близкий друг режиссера Френсис Форд Коппола. Отношения с отцом у Лукаса не сложились, и дружба с Копполой помогла ему как-то закрыть эту брешь. Постановщик «Крестного отца» в то время был чуть ли не главным человеком в Голливуде и по-отечески помогал Лукасу на старте карьеры. Нередко доходило и до ссор — например, Коппола был одним из тех, кто перемонтировал «ТНХ», и вообще слишком часто советовал Джорджу, что ему делать. Считается, что Хан Соло в «Звездных войнах» списан именно с Копполы; об этом позже.
Без режиссера «Крестного отца» не было бы «Американских граффити» и следующих за ними «Звездных войн». Именно Коппола нашел миллион долларов, на которые Лукас и снял свой фильм. После оглушительного успеха «Граффити», которые в прокате собрали более 50 млн долларов, молодой режиссер стал менее зависимым от студийных боссов. Примерно с этого момента начинается тот Лукас, которого мы знаем до сих пор — рассчетливый, меркантильный постановщик, думающий не только о качестве своих фильмов, но и о прибыли, которые они принесут. Как-то на одной из вечеринок уже после выхода «Звездных войн» к Лукасу подошла девушка и призналась в любви к «ТНХ-1138», который назвала лучшим фильм в карьере мастера. Лукас только хыкнул в ответ: «Фильм хороший, но денег-то, увы, не заработал!». Успех «Граффити» изменил Джорджа Лукаса навсегда, к которому с тех пор приклеилось прозвище «бухгалтер».
Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче.
Трилогия из 1, 2 и 3-й частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он чуть сгладил прохладную реакцию армии фанатов на эту часть межзвездных приключений.
Фильм «Атака Клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision, использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую Угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака Клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.